Справочник по сексологии. Сексология. Сексуальное здоровье.

Распутин и его сексуальность.


Рецензия на публикацию А.П. Коцюбинского и Д.А. Коцюбинского “Григорий Ефимович Распутин: Психологический портрет”

Д.Д. Исаев

 

            Мифическая и мистическая фигура в отечественной истории, какой являлась личность Григория Распутина, всегда привлекала интерес общественности. О нем было написано довольно много, но до последнего времени описания имели отчетливый идеологический крен, роль и образ “старца” рассматривались в контексте “деградации царского режима”, грядущих революционных потрясений. Обществоведов и историков меньше всего интересовала индивидуальность Распутина, приводившиеся свидетельства были лишены какой-либо объективности и использовались лишь как иллюстрация его крайне негативной роли в истории России, чуть ли не основного виновника “кризиса верхов”. Короче, страсти вокруг этого человека всячески нагнетались, но объяснений не давалось.

            Представленная работа впервые рассматривает “феномен Распутина” через призму психологии и психопатологии его личности. Профессиональный анализ развития, поведенческих и психологических феноменов, периодов взлета и декомпенсаций основанный на изучении обширного материала, позволил выйти на новый уровень понимания происходящего, причинно-следственных связей. В этом безусловная заслуга авторов (психиатра и историка) и несомненная ценность работы. Были поставлены важные вопросы, на которые могли бы ответить только профессионалы, вооруженные фактами и имеющие непредвзятый подход. Все три компонента в должной мере присутствуют в исследовании.

            Несомненная ценность работы состоит в том, что авторы проделали сложный путь от анализа эмоционального языка многочисленных свидетельств современников, который составляет лишь бытовой уровень понимания происходящего, к построению жизненной логики судьбы Распутина, формированию целостного образа.

            Наиболее сложным и нуждающемся в детальной интерпретации является широко распространенный миф о Распутине как о “сексуальном гиганте” с невероятной сексуальной активностью, обладавшем сексуальной властью над тысячами женщин, “святом развратнике” (1, 2). Именно этот аспект нуждается в дополнительном уточнении и разъяснении.

            В детстве у Григория Распутина наблюдались родовая травма, задержка психического развития, энурез, плохая память, моторная (двигательная) гиперактивность, эмоциональная неустойчивость, нарушения циклов сон-бодрствование, более связанные с циркадными ритмами и другие признаки органической неполноценности нервной системы. Отсутствовали в семье и нормальные отношения, необходимы для формирования зрелой эмоциональности, адекватного поведенческого репертуара. Следствием этого оказывалось неспособность к установлению полноценных длительных, глубоких отношений с людьми, отсутствие волевых задержек и способности к систематической кропотливой деятельности, будь то учеба или работа, неустойчивое поведение. Фактически он оказался неспособен к усвоению многих обыденных правил поведения, не говоря уже об этикете и хороших манерах. Другое дело, что позднее он стал активно бравировать своей “народностью”. В любом случае, следует думать и говорить о невысоком интеллекте “старца” (крайне низкая грамотность, неумение делать простейшие расчеты, примитивно построенная речь, скудный запас знаний). Заявления современников об уме и способности Распутина углубляться в дебри политики и теологии – не более чем субъективное искажение восприятия, когда обычная логика уступает перед лицом чего-то нового, совершенно непонятного, мистического, не укладывающегося в обычные представления. Чем больше нагонял тумана Распутин, произвольно жонглируя словами, Библейскими терминами (тем более что какими бы то ни было канонами и нормами он не был скован уже в силу своей неграмотности), тем большим откровением это казалось окружающим. Глубокий смысл виделся там, где его никогда не было. Каждый раз попытка рационального анализа его деяний или высказываний приводит к выводу, что ничего особо прозорливого или пророческого, чего-то неизвестного окружающим не говорилось. Важно понять другое. Распутин своим крестьянским умом хорошо усваивал настроения окружающих, быстро ориентировался (преимущественно на бессознательном уровне) в ситуации, постоянно играл “на зрителей”, четко нашел свое место в качестве юродивого, задача которого восклицать, стенать, бормотать, проклинать или благословлять. При этом непонятность его высказываний, разорванность и нарочитая неправильность речи каждый раз шла ему на пользу, и он этим пользовался. “Сильные мира сего” больше слушают себя, чем других, и в произнесенном слышат свои мысли, намерения, проецируют их на абракадабру вещуна, а тот легко перестраивает свое поведение чутко прислушиваясь к реакции. Театральность, демонстративность, нарочитость личности, обладающей истерическими чертами характера благоприятствует этому в полной мере.

            По нашему мнению, следует говорить о сформировавшемся истеро-эпилептоидном типе личности Распутина. Можно лишь дискутировать о том, достигали его черты выраженности психопатии или только уровня крайней нормы - акцентуации. Продуктивность адаптации и способность подняться до самого верха социальной лестницы при явно невысоком врожденном потенциале скорее свидетельствуют против диагностики психопатии. Вместо сплошных "провалов", которые были бы естественны для психопата - многолетнее победоносное шествие. При всей благоприятности общественной ситуации, это еще и заслуга самого Григория, умело использовавшего не только свои сильные, но и слабые стороны! Но думаю, что в данном случае вопрос "акцентуация или психопатия?" - не самый важный. Безусловно, истероидные проявления всегда выходили на первый план в поведении, были наиболее заметны окружающим, а потому либо почитались, либо ругались, предавались анафеме. Все зависело от точки зрения их наблюдавших. Жажда постоянного почитания и любви, примитивное хвастовство и самолюбование сочетались у Распутина с мнительностью, эксплозивностью, хоть и со слабостью аффекта. Как отмечал один из современников, "попытки влиять на Распутина только его озлобляли".

            Имеющиеся свидетельства и описания, приведенные в рецензируемой работе позволяют говорить о слабой половой конституции Григория Ефимовича. На фоне сниженного сексуального компонента либидо, отвечающего за осуществление собственно сексуального поведения (эрекцию, семяизвержение, проведение полового акта, его продолжительность и частоту – “потентность”), у него наблюдалось выраженное компенсаторное расторможение эротического компонента либидо. При невозможности осуществить сексуальную близость, наблюдался диффузный эротизм, безграничное расширение влечения на многих женщин. Неудовлетворяемая потребность любить и быть любимым толкала его на поиски замещения традиционных форм сексуальной активности. В результате этого эротические ласки практически превращались в единственно возможную форму активности, могли проводиться часами, до полного изнеможения обоих партнеров. Потребность "видеть, трогать и обсуждать, и чем больше, тем лучше" - вот суть и содержание сексуальности Распутина. При этом он нашел очень оригинальные формы рационализации своих действий под маркой борьбы с плотским грехом. Это давало ему доступ к контакту со множеством женщин и оправдывало, объясняло им его "половинчатую активность", ограниченную лишь прелюдией, представляло его даже в выгодном свете и, одновременно, привлекало новых поклонниц, т.к. снимался моральный запрет на эротические действия, которые, согласно объяснениям “старца” имели исключительно благородные и возвышенные, духовные цели.

Подобная, как сейчас бы сказали, психотерапевтическая, постановка вопроса часто действительно способствовала снятию тех психологических, невротических блоков, которые мешали женщинам достигать оргастической разрядки. Поэтому неудивительно, что с точки зрения традиционных подходов, ориентированных на мужское представление о сексе, Распутин воспринимался как “половой гигант” (огромное количество контактов), мистические свойства приписывались его половым органам, ходили легенды об их размерах. И, одновременно, может считаться чуть ли не импотентом, т.к. практически не мог совершать половые акты, вынужден был бравировать (прикрываясь религиозной фразеологией) отсутствием эрекции. При этом зачастую поклонницы и пациентки оказывались "без ума" от своего кумира, который давал им благословение и "отпущение грехов", весьма оригинальным способом “изгонял беса”, укрощал плоть (а фактически, доводил до максимального уровня возбуждения, а иногда и разрядки), при этом формально не принуждая их к нарушению верности. Подобная тактика вполне могла бы сойти за вариант терапии сексуальных расстройств у женщин ("секс-терапия"). И многие были ему не просто благодарны, а боготворили, т.к. впервые получили возможность по-настоящему наслаждаться этой стороной человеческой жизни (2).

            Потребность в дополнительной стимуляции невысокого уровня сексуальности приводила к поискам ее потенцирования в различных девиантных действиях, включая садомазохистические проявления (унижение великосветских дам, демонстрация своей власти над ними, что постоянно носило эротический характер).

            Другим важным вариантом реализации полового влечения для Распутина стал гомоэротизм. С его слов, с подобными контактами он познакомился в молодые годы. Якобы это была сексуальные домогательства со стороны двух монахов. Тому, что какой-то гомосексуальный опыт он приобрел довольно рано и инициатива изначально исходила не от него поверить можно, а вот тому, что после нескольких ночей “домагательств” он вдруг очнулся и отверг их притязания поверить вряд ли можно. Неверно говорить и о том, что в этот период было "растревожено гомосексуальное начало". Во-первых, последующая жизнь не дает нам основания считать Распутина гомосексуалом, во-вторых, до определенного возрастного и жизненного этапа (насколько это известно) он не проявлял какого-нибудь интереса к мужчинам. Поэтому ситуация выглядит следующим образом. В юности Григорий ситуационно несколько раз принимал участие в гомосексуальных контактах. На фоне высокого интереса к сексуальности вообще, юношеской гиперсексуальности, невысокого уровня интеллекта, сниженной критики к себе, частых алкогольных эксцессов, этот опыт, как и многое в молодости, был интересен, приносил удовлетворение, а может быть, позволял добиваться нужных целей (при контакте с "нужным человеком"). Такой поведенческий опыт не был чем-то определяющим и исключительно важным, не мог изменить сексуальную ориентацию, но запечатлелся в памяти как эмоционально положительное или нейтральное, но вполне допустимое действо. Оно было и осталось в его эмоциональной памяти как атрибут молодости, силы (в том числе сексуальной) и здоровья.

            Последующие высказывания о гомосексуальных контактах носят откровенно заинтересованый характер. При этом постоянно приходится делать поправку на то, что Распутин пытается, пусть и примитивно, выставить себя в лучшем свете. Поэтому бахвальство об однополых контактах следует подвергать такой же тщательной проверке, как и его заявления о многочисленных победах над женщинами. Несомненно одно - интерес к молодым и привлекательным мужчинам в зрелом возрасте у Распутина был. А маскировал он его все под тоже “лечение от блуда”. Интерес его к гомосексуальной тематике, гомосексуалам понятен лишь в контексте общих сексуальных проблем.

            Известно, что мужчины среднего возраста и старше, при появлении сексуальных дисфункций обращают свой взор на молодых... мужчин. Бессознательная логика этого влечения в том, что при явных проблемах, связанных с женщинами, мужчина обращается к своему прошлому, ищет там их разрешение. А прошлое, в свою очередь, связывается с образом молодого человека. Он должен стать тем объектом для идентификации, который воплощает идеал “Я”. Свою ушедшую молодость, “мужскую силу” пытаются найти через общение, в том числе и телесное, с юным, привлекательным мужчиной. Тянуться к нему тем естественнее и проще, чем больше у него мягкости, женственности, т.е. всего того, что объединяет его с противоположным полом. Под эти критерии больше всего подходят лица с гомосексуальной ориентацией и фемининной идентичностью (с врожденной гомосексуальностью). Подобный сценарий разрешения половых проблем обычен лишь для тех, кто уже имел гомосексуальные контакты в подростковом или юношеском возрасте, он остался там как один из символов этого возраста. Интересно, что подобные контакты действительно позволяют снять весь груз психотравм, связанных с общением с женщинами и, как результат, восстанавливается потенция в столь неординарной близости. Мужчина вновь может почувствовать себя мужчиной.

            Все это в полной мере можно отнести к Распутину. Таким “героем” для него стал Феликс Юсупов. Правда, на взаимность он имел мало шансов, его грубые и навязчивые приставания быстро надоели князю, и он захотел избавиться от него. Справедливо можно предположить, что именно эти мотивы стали движущими в формировании заговора. Политическая подоплека была как нельзя более кстати и лишь развязывала руки тем, кто задумал убийство. Они ощущали за своей спиной поддержку высшего света, моральное право поступить именно так, выступить в роли “освободителей” общества.

            Таковы некоторые уточнения и дополнения, которые могут быть сделаны к психологическому портрету Распутина, они позволят глубже понять некоторые события его жизни. Однако это нисколько не умаляет значимости проведенной авторами работы, верности выдвинутых гипотез.

  

             Цитируемая литература.

 1. Шацилло К.Ф. Распутин - БСЭ. 3-е изд. М., 1975. - Т.21. - С. 477-478.

2. Wallace J., Wallace S., Wallace A., Wallechinsky D. The intimate sex lives of famous people. London, 1981.

Solid Lifelike Doll
Search Reference Anatomy Physiology Books All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$29.85
End Date: Tuesday Jun-18-2019 19:58:35 PDT
Buy It Now for only: $29.85
|
New 85CM Human Anatomical Anatomy Skeleton Model Fexible Medical School Teaching


$29.90
End Date: Tuesday Jun-18-2019 19:58:30 PDT
Buy It Now for only: $29.90
|
New 85CM Human Anatomical Anatomy Skeleton Medical Model + Stand


$41.00
End Date: Sunday Jun-23-2019 12:02:24 PDT
Buy It Now for only: $41.00
|
Anatomy Trains : Myofascial Meridians for Manual and Movement Therapists by...


$30.89
End Date: Sunday Jun-30-2019 1:07:00 PDT
Buy It Now for only: $30.89
|
85CM Life Size Human Anatomical Anatomy Skeleton Medical Model School Teaching


$14.99
End Date: Wednesday Jul-10-2019 14:38:22 PDT
Buy It Now for only: $14.99
|
Apologia Anatomy Notebooking Journal for Human Anatomy and Physiology


$31.99
End Date: Tuesday Jul-9-2019 8:53:37 PDT
Buy It Now for only: $31.99
|
MonMed | Anatomical Heart Model 2 Part Medical Heart Human Heart Anatomy Model


$16.19
End Date: Friday Jun-21-2019 20:18:58 PDT
Buy It Now for only: $16.19
|
THE ANATOMY OF THE HUMAN BRAIN Medical Science Wall Chart Poster


$12.99
End Date: Monday Jul-15-2019 9:02:12 PDT
Buy It Now for only: $12.99
|
Search Results from «Озон» Товары для взрослых
2007 Copyright © Health-News.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Медицинская энциклопедия. Медицинские сайты. Медицинские центры. Новости медицины, лечение болезней, симптомы болезней, лекарства в аптеках, поиск лекарств, народная медицина. Аптеки и магазины товаров для здоровья и ухода за телом. Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов. | Скрипты Nevius. | Продвижение медицинских сайтов. | Хостинг Valuehost.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика