Справочник по сексологии. Сексология. Сексуальное здоровье.

Психоаналитические теории детского развития

Теория Зигмунда Фрейда

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа -- это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд -- первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности. Проводя исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни -- уровень бессознательного -- крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как не существующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для 3. Фрейда предметом исследования. Два открытия 3. Фрейда -- открытие бессознательного и открытие сексуального начала -- составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. В предсознательном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов:

"Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" -- наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" -- таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сумбимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция -- это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия -- соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация -- один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду,-- это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаимодействие осуществляется. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, т.е. достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается. Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка -- это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З.Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии.

Эрогенные зоны -- это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии -- это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух "фаз -- ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии -- рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни".

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка -- это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние -- это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от пего. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по 3. Фрейду, в противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект -- мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам З.Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". Инстанция "Я" -- часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовлетворение -- отсутствие удовлетворения". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков,-- аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества -- следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка,-- это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым-комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационноаффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12- I8 лет) -- характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З.Фрейда, стремится к одной цели -- нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходите помощью механизма сублимации , а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера -- нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. По словам современных американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, 3. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

"Необычайное развитие учения 3. Фрейда -- мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным,-- писал современник 3. Фрейда Освальд Бюмке,-- стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, повидимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать чтонибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики," -- писал А. Р. Лурия.

Л. С. Выготский так оценивает историю психоанализа: "Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемое™ ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия, ...было перенесено на ряд соседних областей -- на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... -- все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше".

Л. С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: "Найденное Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения". В России такие люди были: И. Д. Ермаков, С. Н. Шпильрейн, В. Г. Шмидт и другие



Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд

Анна Фрейд -- дочь Зигмунда Фрейда -- продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоаналитическую практику. А.Фрейд -- автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексуальности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые -- психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями. Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное или "Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Для развития инстанции "Я" А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие "Сверх-Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А.Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения 3. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно -- принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако, для осуществления таких телесных потребностей ребенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставлен ухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия -- "внутренний принцип" ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. По мнению А.Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. Наблюдения за детьми вновь подтверждают, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. "Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение",-- замечает А. Фрейд .

Несмотря на беспомощность, ребенку очень рано удается научиться проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различать детей послушных, "хороших", легко управляемых, и детей нетерпимых, своевольных, "тяжелых", которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувстве голода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивные цели безотлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничивать ребенка. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, "запутаны" в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его "Я" способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. У других детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе -- на стороне внешнего мира. От этой моральной зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек, становясь "судьей в своем деле", способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить, отложить или превратить в действие. Такая моральная независимость -- результат многочисленных внутренних столкновений.

В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутреннего сопротивления. У более старших детей он все еще владеет такими сторонами психики, как бессозна-.ельная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований. На этом основании можно предположить, что принцип удовольствия и десоциальное, или асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

А. Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные преступники могут достичь высокой степени развития принципа реальности, не используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности -- лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти -- толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация -- это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция) и т.д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречия лежат глубже -- они между желаниями индивида и его положением в обществе, поэтому невозможно гладкое протекание процесса социализации. Организация защитного процесса -- это важная и необходимая составная часть развития "Я".

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции "Я" достигнут определенных ступеней развития. Только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением -- оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации -- таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формирование эффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем". Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться изза сильных переживаний и разочарования в нем.

Подражание, идентификация, интроекция -- необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги "наружу": из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от "индивидуально-внимательного" отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. "Законы жестки и безличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень",-- подчеркивает А. Фрейд. Однако, от нормального человека не требуется, чтобы он знал все общественные предписания, принимал их и делал своими собственными; За исключением основополагающих правил морали от него ожидается, чтобы он признавал необходимость права и закона и в принципе был готов подчиняться им. В сравнении с нормой уголовный преступник похож на ребенка, который игнорирует авторитет родителей. Встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше, чем от них ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя. Как замечает А. Фрейд, такие люди ведут себя самоуверенно и морально превосходят своих ближних.

По глубокому убеждению А. Фрейд, о котором она неоднократно заявляет, негармоничное личностное развитие основывается на многих причинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстанций друг от друга, и формирование связей между ними, и многое другое. "При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития",-- подчеркивала А. Фрейд.

Однажды на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, 3. Фрейд ответил: "Любить и трудиться". Позднее, как бы полемизируя с отцом, А. Фрейд пыталась ответить на вопрос о том, какое детское достижение заслуживает названия жизненно важного. Она писала: "Игры, учение, свободная деятельность фантазии, тепло объектных отношений -- все являются важными дляребенка. Однако по значению их нельзя сравнить с такими фундаментальными понятиями, как "способность любить" и "трудиться". Я возвращаюсь к более ранней гипотезе (1945) , когда я утверждаю, что только одна способность в детской жизни заслуживает этого положения, а именно способность нормально развиваться, проходить предписанные по плану ступени, формировать все стороны личности и выполнять соответствующим образом требования внешнего мира".

Литература
Учебник. Обуховой Л. Ф., доктор психологических наук "Детская (возрастная) психология"

Solid Lifelike Doll
Search Reference Anatomy Physiology Books All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$109.99
End Date: Friday Apr-5-2019 0:16:40 PDT
Buy It Now for only: $109.99
|
70'' Life-size Skeleton Model Medical School Human Anatomy Class W/Rolling Stand


$31.85
End Date: Wednesday Mar-20-2019 19:58:35 PDT
Buy It Now for only: $31.85
|
New 85CM Human Anatomical Anatomy Skeleton Model Fexible Medical School Teaching


$5.80 (0 Bids)
End Date: Wednesday Mar-27-2019 8:43:22 PDT
|
Exploring Creation with Human Anatomy and Physiology


$29.95
End Date: Thursday Apr-4-2019 5:11:19 PDT
Buy It Now for only: $29.95
|
8 PART HUMAN BRAIN with ARTERIES LIFE SIZE ANATOMICAL ANATOMY MODEL


$77.95
End Date: Friday Mar-29-2019 5:11:35 PDT
Buy It Now for only: $77.95
|
NEW Anatomical Functional Human Shoulder, Hip Elbow Knee Joint Anatomy Model Set


$8.99
End Date: Thursday Apr-11-2019 10:32:43 PDT
Buy It Now for only: $8.99
|
Netter Basic Science: Atlas of Human Anatomy by Frank H. Netter (PDF eBook 7th)


$12.99
End Date: Tuesday Apr-16-2019 9:02:12 PDT
Buy It Now for only: $12.99
|
1:4 Human Anatomical Anatomy Skeleton Medical Teaching Model Stand


$16.99
End Date: Wednesday Apr-17-2019 7:19:50 PDT
Buy It Now for only: $16.99
|
Search Results from «Озон» Товары для взрослых
 
Презервативы Unilatex UltraThin, 12 шт. + 3 шт. в подарок
Презервативы Unilatex UltraThin, 12 шт. + 3 шт. в подарок
Гладкая поверхность. Латекс телесного цвета. Смазка с нейтральным ароматом.
Длина 190 мм
Ширина 54±2 мм
Толщина стенки 0,05 мм...

Цена:
400 руб

4sexdream Вибратор "Реалистик", цвет: телесный N/A, артикул 47096
4sexdream Вибратор "Реалистик", цвет: телесный
Вибратор - реалистик. Материал ПВХ. Работает от 2-х батареек типа АА (нет в комплекте). Общая длина 22 см, рабочая длина 18,5 см, наибольший диаметр 4 см. Упаковка - картонная коробка....

Цена:
749 руб

TOYFA RealStick Nude Вибратор реалистичный, 7 режимов вибрации, 15,5 см N/A, артикул 581001
TOYFA RealStick Nude Вибратор реалистичный, 7 режимов вибрации, 15,5 см
Вибратор реалистичный, выполненный из современного материала ПВХ, 7 режимов вибрации, длина 15,5 см, диаметр 3,9 см....

Цена:
2100 руб

Toyfa Popo Pleasure Анальный стимулятор. 731327 N/A, артикул 731327
Toyfa Popo Pleasure Анальный стимулятор. 731327
TOYFA POPO Pleasure Анальный стимулятор TOYFA POPO Pleasure...

Цена:
945 руб

Костюм для ролевых игр женский Candy Girl, цвет: черный. 843006. Размер 42/46 N/A, артикул 843006
Костюм для ролевых игр женский Candy Girl, цвет: черный. 843006. Размер 42/46
Если бы к эротическим нарядам прикреплялись аудиозаписи, то к этому костюму шла бы песня Britney Spears «Ops I Did it Again». С виду такой невинный — классический чёрный цвет, среднего размера сеточка, длинные рукава. И такой раскованный по характеру — идеально облегающий и открывающий доступ к интимному месту. Поражать, возбуждать и интриговать в этом костюме будет хотеться с особым желанием!...

Цена:
1170 руб

Джага Джага Анальный стимулятор с мошонкой №22, цвет: телесный N/A, артикул 4000-22 CD DD
Джага Джага Анальный стимулятор с мошонкой №22, цвет: телесный
Анальный стимулятор в виде фаллоса без вибрации. Необходим для расслабления анальной мышцы а также применяется для уменьшения вагинального пространства в послеродовой период. Форма стимулятора легко воспринимается основной массой женщин....

Цена:
523 руб

Durex XXL Презервативы увеличенного размера для большего комфорта, 12 шт
Durex XXL Презервативы увеличенного размера для большего комфорта, 12 шт
Durex XXL – это презервативы размера XXL, обеспечивающие больший комфорт тем, кому это необходимо. Благодаря особой технологии производства не имеет неприятного запаха. Все предусмотрено для того, чтобы вы могли расслабиться и наслаждаться безопасным сексом.

• Номинальная ширина 56 мм. 
• Прозрачные презервативы со смазкой, особая форма с накопителем. 
• Специальная анатомическая форма «Easy-on». 
• Дерматологически протестированы. 
• 100% проверены электроникой. 

Храните в прохладном сухом месте, вдали от воздействия прямых солнечных лучей. Пожалуйста, внимательно прочтите памятку внутри упаковки, особенно если вы собираетесь использовать презервативы для орального или анального секса.

Использование гелей-смазок Durex Play с презервативами может увеличить наслаждение от секса. Все гели-смазки Durex Play безопасны для использования с презервативами - в отличие от смазок на масляной основе, которые могут повредить презерватив.

Дерматологически тестированы. Презервативы предназначены только для одноразового применения. Если вы почувствуете дискомфорт или раздражение во время использования презерватива, прекратите использование. Если симптомы будут продолжаться, пожалуйста, обратитесь к врачу.

1. Любой из партнеров может надеть презерватив на возбужденный пенис во время предварительных ласк. Позаботьтесь о том, чтобы сделать это до начала полового акта. Это помогает предотвратить беременность и возможность заражения инфекциями, передаваемыми половым путем. ВНИМАНИЕ: проверьте срок годности на упаковке презерватива, прежде чем использовать его. Надорвите упаковку со стороны зубчатой кромки и обращайтесь с презервативами осторожно, так как его можно повредить ногтями и острыми предметами, например, ювелирными изделиями или украшениями при пирсинге.
2. Проверьте, чтобы презерватив был свернут наружу. Если он свернут наружу, то презерватив вывернут наизнанку. Сдавите сосок на конце презерватива, чтобы внутри не осталось воздуха.
3. Все еще сдавливая сосок, поместите презерватив на кончик пениса и разверните его вниз рукой. если он начнет сворачиваться во время секса, немедленно разверните его снова. Если презерватива спадет, прекратите половой акт и наденьте новый презерватив.
4. Вскоре после эякуляции и пока пенис еще возбужден, презерватив необходимо плотно придержать у основания пениса, прежде чем снять его. Затем просто снимите презерватив, заверните в бумажную салфетку и выбросьте в мусорный ящик. Пожалуйста, не спускайте его в унитаз.

Характеристики:

• Материал презерватива: латекс.
• Количество презервативов: 12.
• Длина презерватива: 20 см.
• Ширина презерватива: 5,6 см.

Товар сертифицирован....

Цена:
589 руб

TOYFA Насадка на член, цвет: прозрачный. 818029-1 Аксессуар, артикул 818029-1
TOYFA Насадка на член, цвет: прозрачный. 818029-1
Насадка на член удлиняющая...

Цена:
439 руб

TOYFA Насадка на член, цвет: прозрачный. 818032-1 Аксессуар, артикул 818032-1
TOYFA Насадка на член, цвет: прозрачный. 818032-1
Насадка на член удлиняющая...

Цена:
404 руб

SICO Гель-смазка Sexuality, ванильный, 50 мл
SICO Гель-смазка Sexuality, ванильный, 50 мл
Прозрачный гель на водной основе. Обладает тонким чувственным ароматом ванили для придания новизны сексуальным отношениям. Чувственный, будоражащий воображение аромат позволит добавить в Ваши отношения немного пикантности и новизны. Смазка прекрасно увлажняет и смягчает вашу кожу, не вызывает аллергических реакций. Не содержит красителей, pH-сбалансированы, не содержит жиров, легко смывается водой, не пачкает белье, полностью совместим с презервативами и любыми изделиями из латекса и полимерных материалов, не является контрацептивом....

Цена:
259 руб

Toyfa Dolls-X Кукла надувная Dolls-X Passion Блондинка N/A, артикул 117009
Toyfa Dolls-X Кукла надувная Dolls-X Passion Блондинка
TOYFA Dolls-X Кукла надувная Dolls-X Passion, Блондинка. Кибер вставка: вагина-анус....

Цена:
4620 руб

4sexdream Массажер с двумя дополнительными стимуляторами, цвет: розовый N/A, артикул 47472
4sexdream Массажер с двумя дополнительными стимуляторами, цвет: розовый
Анальный стимулятор, изготовленный из ПВХ с двумя дополнительными стимуляторами. Богатая текстура ствола позволит получить максимальное удовольствие. Имеет удобную ручку, на которой расположена кнопка управления скоростью вибрации. Общая длина 21 см,...

Цена:
999 руб

Erotist Вибратор Erotist Dana, силикон, цвет: розовый, 14,5 см. 541007 N/A, артикул 541007
Erotist Вибратор Erotist Dana, силикон, цвет: розовый, 14,5 см. 541007
Вибраторы EROTIST — это современные девайсы для получения ярких оргазмов.
Изготовлен из высококачественного и приятного наощупь, бархатистого силикона.
Гладкая скользящая поверхность, анатомически продуманный рельеф, 8 режимов вибрации,...

Цена:
1653 руб

Contex Extra Large XXL Презервативы увеличенного размера для большего комфорта, 12 шт
Contex Extra Large XXL Презервативы увеличенного размера для большего комфорта, 12 шт
Вы или ваш партнер настоящий супермен, и презерватив стандартного размера мешает полноте отношений? Contex XXL придёт вам на помощь в этой щекотливой ситуации. Презервативы Сontex Extra Large XXL увеличенного размера в силиконовой смазке с накопителем. Использование презервативов увеличенного размера обеспечит больший комфорт и повысит естественность ощущений.

Характеристики:

• Материал презерватива: латекс.
• Количество презервативов: 12.
• Длина презерватива: 19 см.
• Ширина презерватива: 5,4 см.
• Толщина стенки презерватива: 0,06 мм.
• Производитель: Великобритания.

Товар сертифицирован....

Цена:
619 руб

Sexus Glass Фаллоимитатор, цвет: прозрачный. 912001 Массажер, артикул 912001
Sexus Glass Фаллоимитатор, цвет: прозрачный. 912001
Элегантный дизайн, уникальное художественное оформление. Стекло - наиболее гипоаллергенный из всех существующих материалов. Легко нагревается и охлаждается для экспериментов с температурой. Очень прост в уходе благодаря гладкой, непористой поверхности....

Цена:
1659 руб

Презерватив Luxe №1 Шоковая терапия
Презерватив Luxe №1 Шоковая терапия
Серия презервативов предназначенных для получения новых неповторимых ощущений и максимального удовлетворения. Классическая форма и силиконовая смазка обеспечат наиболее комфортное использование, а необычный оригинальный рельеф подарят море дополнительных приятных ощущений! Длина 18 см, ширина 54 мм, толщина стенки 0,06 мм. Материал: натуральный латекс....

Цена:
110 руб

Гель Masculan "Клитория" интенсивный, с дозатором, 50 мл
Гель Masculan "Клитория" интенсивный, с дозатором, 50 мл
Гель на водной основе с дразнящим пряным ароматом можно использовать для массажа интимной зоны у женщин и как гель-смазку. Безопасный и нетоксичный гель повышает чувствительность и позволяет усилить возбуждение и яркость женского оргазма. Ментиллактат стимулирует рецепторы нервных окончаний, создавая ощущение прохлады, эфирное масло имбиря (в составе натурального ароматизатора) увеличивает приток крови и вызывает чувства тепла. Провитамин В5 в составе геля увлажняет кожу, обладает заживляющими свойствами. Гель 100% совместим со всеми видами латексных изделий.

Товар сертифицирован....

Цена:
399 руб

Гель и смазка Masculan с ароматом и вкусом вишни, массажный, с дозатором, 2 в 1, 130 мл
Гель и смазка Masculan с ароматом и вкусом вишни, массажный, с дозатором, 2 в 1, 130 мл
Универсальное средство 2 в 1 с шелковистой текстурой на водной основе: смазка-лубрикант и гель для массажа. Безопасный и нетоксичный гель со сладко-терпким запахом и вкусом натуральной вишни. Подходит для классического и орального секса, проведения чувственного массажа и любовной прелюдии. Содержит только пищевые компоненты. Без красителей. Гель смягчает ткани, создает великолепное скольжение, идеален для деликатного обращения с нежными тканями слизистой. Гель 100% совместим со всеми видами латексных изделий. Легко смывается водой, не оставляет следов на одежде. При повышенной чувствительности рекомендуется испытать перед применением.

Товар сертифицирован....

Цена:
539 руб

Erotist Вибратор Erotist Super massager, силикон, цвет: белый. 541012 N/A, артикул 541012
Erotist Вибратор Erotist Super massager, силикон, цвет: белый. 541012
Мощный и очень удобный в эксплуатации вибратор Erotist Super Massager пользуется заслуженной популярностью.
Этот мега массажер обеспечивает потрясающие ощущения благодаря 10 режимам мощных вибраций.
Гладкая силиконовая головка гарантирует...

Цена:
3306 руб

Toyfa Виброкольцо прозрачное. 818038-1 Массажер, артикул 818038-1
Toyfa Виброкольцо прозрачное. 818038-1
Эрекционное кольцо с вибрацией доведёт член до состояния максимального возбуждения, а партнёршу — до экстаза от стимуляции клитора! По периметру кольца расположены мягкие шарики, которые дарят дополнительное наслаждение мужчине. Благодаря этому...

Цена:
345 руб

2007 Copyright © Health-News.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Медицинская энциклопедия. Медицинские сайты. Медицинские центры. Новости медицины, лечение болезней, симптомы болезней, лекарства в аптеках, поиск лекарств, народная медицина. Аптеки и магазины товаров для здоровья и ухода за телом. Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов. | Скрипты Nevius. | Продвижение медицинских сайтов. | Хостинг Valuehost.
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика