Фитоспрей для похудения.
Большая медицинская энциклопедия «Health news»
ЯСЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Большая медицинская энциклопедия

ЯСЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ясельный возраст — период развития ребенка от 4 нед. до 3 лет. Условно подразделяется на младший ясельный, или грудной, возраст — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок) и старший ясельный, или преддошкольный, — от 1 года до 3 лет. Я. в. характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в старшем Я. в. протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см. Рост и вес ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам:

рост = рост ребенка 1 года + (5 см ´ число лет);

вес = вес ребенка 1 года +(2 кг ´ число лет).

Если рост и вес ребенка 1 года неизвестны, можно пользоваться средними цифрами — 75 см и 10,5 кг соответственно. Увеличивается также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела, т.к. в этом возрасте в основном увеличивается длина нижних конечностей.

Анатомо-физиологические особенности. Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых. Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Процессы гиперплазии жировой ткани (увеличение количества жировых клеток) постепенно прекращаются, после чего количество жировых клеток остается постоянным в течение всей жизни. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация (содержание кальция в скелете увеличивается со 100 г в 1 год до 179 г в 3 года) и перестройка структуры костной ткани. Однако скелет еще содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют, прикус ортогнатический. Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). С 2 лет заметно усиливается развитие в легких эластической ткани. К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). заметно нарастает активность ангидразы — фермента, способствующего переходу углекислого газа из связанной формы в свободную в легочных капиллярах и его выведению с выдыхаемым воздухом. Тем не менее коэффициент использования кислорода (количество поглощенного кислорода на 1 л вентилируемого воздуха) ниже, а доля анаэробной фазы обмена веществ выше, чем у взрослых. Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма (см. Кровь). Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется местный и гуморальный иммунитет. Развиты фагоцитарные реакции, поддерживается высокий уровень белков (лизоцима, лактоферрина и др.), участвующих в конечных стадиях фагоцитоза. Повышается содержание интерферона, пропердина, активирующего систему комплемента. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов (содержание иммуноглобулинов М и С) в крови достигает 70—75%, иммуноглобулинов А — 40% от уровня взрослого). Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными, но продукция тропных гормонов в нем возрастает. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы (до 3 лет в них отсутствует сетчатая зона, клубочковая зона развита недостаточно), но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Обмен веществ и энергии — см. Обмен веществ и энергии.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условнорефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Таблица

Показатели нервно-психического развития детей старшего ясельного возраста

Возраст ребенка

Двигательные навыки

Общение с окружающими, развитие и понимание речи

Ощущение формы и цвета предметов

1 год 3 месяца

Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, наклоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу.

Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями

Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча)

1 год 6 месяцев

Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например,  палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать

Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов

Среди 3—4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом

1 год 9 месяцев

Может ходить по поверхности шириной 15—20 см и приподнятой над полом на 15—20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3—4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого

В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге

Различает 3 разных по величине предмета

2 года

Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков

В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных

Находит предмет названного или показанного цвета

2 года 6 месяцев

Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков

Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре

Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу

3 года

Перешагивает через предметы высотой 10—15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков

В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200—1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры

Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий

Особенности заболеваемости. Кожный покров ребенка Я. в. часто инфицируется, что связано с особенностями его строения и несовершенством местного иммунитета; возникают пиодермии; отмечается склонность к мацерации кожи и развитию опрелости: дерматитов. Несовершенная теплорегулирующая функция кожи (недостаточность потоотделения и теплоотдачи) способствует более легкому развитию у детей Я. в. перегревания, теплового удара, гипертермического синдрома. Неадекватность потоотделения может привести к переохлаждено. Повышенная резорбтивная функция кожи способствует развитию дерматитов при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (напр., гормоны).

Поскольку в старшем Я. в. частично сохраняется способность жировой ткани к гиперплазии при перекармливании ребенка (особенно в случае наследственной предрасположенности) легко развивается ожирение Этому способствует также недостаточная двигательная активность ребенка. С другой стороны, при чрезмерных, неадекватных возрасту физических нагрузках легко развивается утомление. Высокая интенсивность кровоснабжения и обмена веществ в костной ткани может способствовать развитию при травмах и инфицировании гематогенного остеомиелита с наиболее частым поражением метафизов и эпифизов. При неправильном питании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, неадекватных физических нагрузках, различных заболеваниях обмен веществ в костной ткани легко нарушается, что способствует развитию рахита, спазмофилии, остеопороза. Вследствие гибкости костей скелеты, несовершенства фикции позвоночника при неблагоприятных условиях (недостаточно занятий физкультурой, неправильная поза ребенка при использовании несоответствующей росту мебели) возникают нарушения осанки, сколиоз.

Относительная узость носовых ходов и сильное кровоснабжение их слизистой оболочки способствуют быстрому нарушению нового дыхания на фоне острых респираторных вирусных инфекций. Вследствие недостаточного развития придаточных пазух носа у детей старшего Я. в. относительно редко встречаются синуситы. На фоне ларингита в связи с узостью гортани и голосовой щели, интенсивным кровоснабжением слизистой оболочки редко развиваются явления стеноза гортани (см. Ларинготрахеобронхит острый стенозирующий).-

Особенности строения трахеи и бронхов предрасполагают к трахеиту, бронхиту и бронхиолиту. При бронхиолите из-за небольшого диаметра бронхиол легко может развиться ателектаз легкого. Слабое развитие бронхиол и пластической ткани в легких может обусловливать затяжное течение пневмонии и формирование хронической пневмонии. Недостаточная эффективность дыхания у детей способствует более легкому развитию дыхательной недостаточности. У детей Я. в. часто наблюдаются аритмии сердца, выявляются шумы сердца, носящие в основном функциональный характер.

Большая проницаемость слизистой оболочки кишечника, недостаточно развитая барьерная функция печени, особенности лимфообращения в кишечнике у детей 1—3 лет обусловливают более легкое развитие у них токсического синдрома при кишечных инфекциях, а также способствуют более тяжелому течению отравлений. Вследствие недостаточной (фиксации слизистой оболочки прямой кишки к подслизистому слою у детей Я. в. нередко отмечается ее выпадение (см. Выпадение прямой кишки). В связи с незавершенностью формирования кардиального отдела желудка и относительно коротким пищеводом у детей в возрасте до 3 лет довольно часто отмечается рвота в ответ на самые различные раздражители как местного (например, гастрит), так и центрального характера (гипертермия, интоксикация) Особенности строения почек и мочеточников, общность лимфатической системы почек и кишечника способствуют возникновению пиелонефрита. Нередко наблюдается пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Относительно низкий уровень иммуноглобулинов в крови у детей Я. в. при одновременном резком увеличении контактов между детьми объясняет их высокую заболеваемость по сравнению с другими возрастными группами. Низкий уровень иммуноглобулина А обусловливает частое возникновение кишечных инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой. Несовершенство функции лимфатических узлов у детей до 2 лет способствует генерализации инфекции и развитию сепсиса, менингита. Нередко, особенно у детей с лимфатическим диатезом (см. Диатезы), возникают патологические процессы в области лимфоидного кольца носоглотки: аденоиды, ангина, хронический тонзиллит.

Недостаточная дифференцировка ткани надпочечников обусловливает более легкое развитие у детей Я. в. надпочечниковой недостаточности на фоне любого тяжело протекающего заболевания или травмы. Обильное кровоснабжение головного мозга, повышенная проницаемость гематоэнцефалическою барьера способствуют накоплению токсических веществ в ц.н.с. и развитию нейротоксикозов на фоне различных заболеваний. В ясельном возрасте нередко проявляются наследственные болезни.

Гигиена. Питание. В 1—3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твердой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания. В возрасте после 1 года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/2 лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150—200 мл кефира или молока в 22—23 ч или рано утром). Суточный объем питания в 1—11/2 года равен 1000—1100 мл, в 11/2—3 года 1200—1500 мл. При четырехразовом питании суточная калорийность обычно распределяется так: завтрак — 25%, обед — 35—40%. полдник — 10— 15%. ужин — 25%. В возрасте 1—11/2 года пищу дают в протертом виде: с 11/2 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушеные овощи; с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей.

Средняя суточная потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии ребенка 1—3 лет — см. Питание. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Важен и качественный состав рациона — белки животного происхождения должны составлять 75% их общего количества, жиры растительного происхождения 10—15% всех жиров. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120—140 мл/кг, в 2 года — 115—125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище).

Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. Можно включать в рацион (при хорошей переносимости) орехи, грибы, мед. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1—2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2—3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка. Блюда из мяса и рыбы лучше давать на завтрак и в обед; т.к. они содержат много белка и экстрактивных веществ, возбуждающих нервную систему. Они долго задерживаются в желудке, могут вызвать жажду, а это нарушает сон. На ужин следует готовить крупяные, овощные, молочные продукты. Гарнир к мясным и рыбным блюдам делают из овощей (картофеля и др.). Нужно стремиться к тому, чтобы пища ребенка была разнообразной и вкусно приготовленной.

Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается). Если ребенок отказывается от еды, лучше пропустить одно кормление, чем пытаться любыми средствами накормить его.

К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. Настроить малыша на еду помогает определенный ритуал: перед каждым кормлением готовят место для еды, моют ребенку руки, повязывают салфетку. В возрасте 11/22 лет приучают самостоятельно стелить салфетку на стол, приносить посуду и стул. Выполнение таких поручений закрепляет привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка. Обстановка во время еды должна быть приятной, суета и нервозность, которую иногда создают родители, способны лишь ухудшить аппетит ребенка. Кормить ребенка должен всегда один и тот же человек, всегда в одной и той же комнате. Нельзя ставить на стол сразу все блюда, т.к. если малыш любит второе и третье, он не будет есть первое. Красиво поданная пища улучшает аппетит. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.

Режим. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак — 7 ч 30 мин — 8 ч, обед — 12 ч — 12 ч 30 мин, полдник — 15 ч 30 мин — 16 ч, ужин 19 ч — 19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в т.ч. 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч).

Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.

Уход. Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно пользовался предметами туалета, и терпеливо учить его этому. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1—3 лет 2—3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни — 8—10 мин. на 3-м — 10—20 мин. С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту. Если стул высокий, под ноги ребенка нужно ставить скамейку. Спина ребенка должна опираться на спинку стула, а расстояние от глаз до стола составлять 30—35 см.

Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Занятия лучше проводить в утренние часы, через 1—11/2 ч после еды. В каждом случае к ребенку нужно подходить индивидуально, учитывая его двигательные навыки, заботясь о том, чтобы он не переутомлялся. Продолжительность занятий для детей 1—2 лет — не более 5—10 мин, для детей 2—3 лет — 10—15 мин. Количество упражнений 8—10. Каждое упражнение повторяют в среднем от 2—4 до 6—8 раз. Во время занятий вводят паузы в виде дыхательных упражнений, спокойной ходьбы. Упражнения, рекомендуемые для детей 1—11/2 лет, представлены на рисунке. В возрасте 11/2—3 лет применяют те же упражнения и, кроме того, круговые движения руками. Дополнительно можно ввести следующее упражнение: ребенок, лежа на животе, приподнимается на руках 2—3 раза, не сгибая туловища и ног. Занятия проводят регулярно, без перерывов, в одно и то же время, что имеет воспитательное значение.

Закаливание. Прежде чем начать его, нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Закаливание воздухом — это прежде всего постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ребенок. Даже в холодное время года проветривание проводят не реже 3 раз в день, а летом окно и форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важно достаточное пребывание детей на свежем воздухе, продолжительность которого зависит от времени года и возраста ребенка. Зимой дети Я. в. должны гулять 2—3 раза в день (общая продолжительность пребывания на воздухе 1—3 ч), в теплое время года на воздухе надо находиться большую часть дня. Желательно, чтобы летом игры, еда и дневной сон ребенка проходили на свежем воздухе. Одежда его должна соответствовать времени года.

Воздушные ванны зимой проводят в хорошо проветренном помещении, причем начинают при температуре в комнате не ниже 20°. Продолжительность первой воздушной ванны не более 3—5 мин. В первые 7 дней обнажают только руки и ноги ребенка, в последующем его раздевают до пояса (оставляют в трусах и тапочках). Температуру воздуха в комнате каждые 3—4 дня снижают ни 1° путем проветривания, но не ниже 15°. Летом воздушные ванны детям раннего возраста начинают также с температуры не ниже 20° на свежем воздухе. Продолжительность первой воздушной ванны около 5 мин. Затем ее постепенно продлевают до 1 ч. Проводят ванны в защищенном от прямых солнечных лучей месте (в тени деревьев или под тентом) в промежуток времени от 8 до 12 ч. Как летом, так и зимой их сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Во время процедуры нужно внимательно следить за самочувствием ребенка: при появлении признаков переохлаждения (озноб, дрожание, мурашки на коже) воздушную ванну прекращают и быстро согревают ребенка.

Солнечные ванны проводят с 2 лет один раз день, через 1—2 ч после завтрака. Лучшее время — 10—12 ч. Температура воздуха в тени должна быть не ниже 18—20°. Продолжительность солнечной ванны не должна быть выше 2 мин. Затем каждые 2 дня время пребывания на солнце увеличивают на 1 мин (но не более 20—30 мин). На время ванны все тело ребенка обнажают, обязательно надевают головной убор и солнцезащитные очки. Во время процедуры внимательно следят за самочувствием ребенка, поят его водой, напоминают о смене положения. После солнечной ванны ребенка отводят в тень, обтирают влажным полотенцем или обливают водой (t 30—36°). Если во время процедуры появляются признаки перегревания (вялость, головная боль или резкое покраснение лица и сильная потливость), солнечную ванну надо прекратить и принять соответствующие меры (см. Перегревание организма).

Закаливание водой (ежедневные водные процедуры) — одно из самых простых, но достаточно сильных закаливающих воздействий на организм ребенка. При умывании (моют лицо, шею, а также руки до локтя) начальная температура воды 30°, затем ее снижают на 1° каждые 2—3 дня и доводят до 20° (для детей 1—2 лет) или до 18° (для детей 2—3 лет). Обтирание проводят шерстяной рукавичкой или концом махрового полотенца, смоченным водой. Вначале протирают одну руку и тут же насухо до легкого покраснения кожи вытирают мягким сухим полотенцем, затем процедуру проводят с другой рукой, переходят на грудь, живот, спину, ноги. Начальная температура воды для обтирания детей Я. в. 34—35°. Постепенно ее снижают каждую неделю на 1°, но не ниже 25—26°. При небольшом (не более 1—3 дней) перерыве в обтираниях их начинают с температуры воды, которая была при последней процедуре. Общая продолжительность обтирания 1—6 мин.

Через 11/2 мес. можно делать и другую водную процедуру — обливание. Его начинают с 11/2-летнего возраста, причем проводят как летом, так и зимой. Летом обливания осуществляют, как правило, на воздухе при температуре не ниже 18° из лейки, кувшина и др. Начальная температура воды 34—36°, затем каждые 3—4 дня ее снижают на 1° и постепенно доводят до 26—28° (для детей до 2 лет) и до 24—26° (для детей 2—3 лет). Вначале обливают шею, потом грудь, бока, спину, руки и ноги. Голову обливать не следует. После обливания растирают махровым полотенцем до легкого покраснения кожу рук (от пальцев к плечу), ног (от стопы к бедру) и туловища. Зимой обливания проводят в ванной комнате при температуре в ней не ниже 18°. Можно использовать и душ, правила проведения процедуры те же. Длительность обливания или душа не более 2 мин, проводить его следует утром. Можно делать и местную водную процедуру — обмывание ног (обычно с 2 лет). Начальная температура воды 35°. Снижая ее каждые 3—4 дня на 1°, доводят до 22—24°. Процедуру лучше проводить перед сном.

Купание в реке, озере рекомендуется начинать с 2-летнего возраста, обязательно под наблюдением взрослых. Перед этим желательно провести хотя бы несколько обливаний. Начинают купание не раньше чем через 1 ч после еды. Погода должна быть безветренной, температура воздуха не ниже 24—25°, а воды 22—23°. Купание лучше проводить во второй половине дня, когда вода уже достаточно прогрелась. Ребенок при этом должен постоянно находиться в движении. Первое купание не должно превышать 2—3 мин, а затем продолжительность увеличивают до 5—6 мин.

Диспансерное наблюдение. Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно ежегодно проводят клинические анализы крови и мочи, исследование кала на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены главным образом на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хронической инфекции. В ясельном возрасте продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.

Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гудзенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вочана, пер. с англ., т. 1, М., 1987.

Иллюстрации к статье:

Рис. 1а. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 1б. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 2. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 3. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 4. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 5. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 6. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 7. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 8а. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 8б. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 9. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 10а. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 10б. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 11. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста

New Milk Thistle/Silymarin Herb 1000mg 400 capsules Helps Repair Liver Health"

$19.95
End Date: Jul-13 16:40
Buy It Now for only: US $19.95
Buy it now |
ElemVitals. Iron with siberian herbs, "Siberian Health"

$22.00
End Date: Jul-01 07:22
Buy It Now for only: US $22.00
Buy it now |
New Milk Thistle/Silymarin Herb 1000mg 200 capsules Helps Repair Liver Health"

$10.65
End Date: Jul-10 09:58
Buy It Now for only: US $10.65
Buy it now |
ElemVitals Calcium with Siberian Herbs, "Siberian Health"

$18.00
End Date: Jun-29 12:08
Buy It Now for only: US $18.00
Buy it now |
ElemVitals Iodine With Siberian Herbs, "Siberian Health".

$16.00
End Date: Jul-01 05:54
Buy It Now for only: US $16.00
Buy it now |
Premium Gotu Kola Powder (The Healing Herb, Brain Health, Anxiety) Choose Size:

$7.86
End Date: Jul-05 03:34
Buy It Now for only: US $7.86
Buy it now |
Lady's Mantle Herb Tea 50g ( Alchemilla Vulgaris ) organic - Health Embassy

$7.63
End Date: Jul-19 06:03
Buy It Now for only: US $7.63
Buy it now |
ElemVitals Selenium with Siberian Herbs, "Siberian Health".

$22.00
End Date: Jul-01 06:34
Buy It Now for only: US $22.00
Buy it now |
Search Results from «Озон» Медицинская литература
 
Арнольд Эрет Живое питание по методу доктора Эрета
Живое питание по методу доктора Эрета
Целебная бесслизистая диета профессора Эрета - природный метод лечения, предусматривающий потребление "живой" пищи - свежих фруктов, овощей, орехов и семян. То, что он называет "слизью", является накапливающимися в организме отходами неестественной пищи, приправ, искусственных витаминов, минеральных веществ. Целебная диета, сыроедение, правильный выбор и обработка продуктов способствуют растворению этих шлаков и выведению их из организма. В результате происходит его очищение.
Профессор Эрет дает доступные для понимания рекомендации, предлагает рецепты и разъясняет суть ошибок медицинской науки. Целебная бесслизистая диета помогает вновь обрести здоровье при всех болезнях (зачастую даже тех, которые считаются неизлечимыми).
В этой книге приведены рекомендации по применению данного метода. Однако она ни в коем случае не может целиком и полностью заменить помощь опытного диетолога или врача.
Идеям и принципам Арнольда Эрета уделил в своем творчестве особое внимание Вадим Зеланд, автор книг по Трансерфингу. Предисловие Вадима Зеланда читатель найдет в этой книге....

Цена:
226 руб

Владимир Муранов Ты можешь быть исцелен! Авторский курс целителя (+ CD)
Ты можешь быть исцелен! Авторский курс целителя (+ CD)
Аннотация
Помните фразу "поверю, если увижу своими глазами"? В этой книге Владимир Муранов наглядно доказывает, что чудеса случаются на каждом шагу. Его новая книга поможет вам сотворить чудо "своими руками". Владимир Муранов давно известен своим талантом целителя. Люди, которым он помог, говорят, что это не что иное как волшебство: известному экстрасенсу и целителю удавалось поставить на ноги даже тех, от кого "отказалась" традиционная медицина. Однако Владимир уверен, что овладеть таким "волшебством" можно, если научиться понимать, как работает сила мысли и как слышать свое тело. Вы убедитесь, что самое доступное "лекарство" в вашей домашней аптечке - это ваш внутренний потенциал, из которого вы можете черпать бесконечное количество энергии для исцеления, духовного роста, интеллектуального развития и достижения любых высот в жизни.

О чем книга
Уникальны ли целительские способности? Как и всякий другой талант, он может быть более или менее выражен. Но возможность чувствовать энергии, работать с ними - есть у каждого человека. И опыт Владимира Муранова как нельзя лучше подтверждает это. Его авторский метод целительства находится за гранью общепринятой медицины, но даже скептики доверяют ему. В своей книге Владимир рассказывает о базовых прнципах своей работы: вы узнаете о тибетских целительных системах, об энергетической системе организма, о связи эмоций и болезней, о целительной силе энергии Ци, о том, как действует цвет на наше здоровье. И самое главное - вы получите инструкцию, как использовать эти знания для поддержания собственного здоровья. К счастью, целительство - это удивительный пласт способностей, который есть у каждого из нас. Не надо сомневаться - надо пробовать!

Почему книгу стоит прочитать
У настоящего экстрасенса всегда хочется спросить о многом, не правда ли? Хочется узнать и о том, как разобраться в личной жизни, и о ом, как помочь близким людям, и том, как обрести сверхспособности, и о "волшебных" способах исцеления... В этой книге Владимир Муранов немного приоткрывает завесу над сверхъестественным: он рассказывает о том, как развить в себе целительские способности, чтобы лечить себя и других. Вы научитесь работать с силой мысли, освоите навыки работы с энергией и несложные медитации, узнаете, как использовать силу цвета для восстановления здоровья и душевного комфорта.

Для кого эта книга
Эта книга будет интересна тем, кто серьезно относится к своему здоровью, практикует нетрадиционные методы лечения, интересуется саморазвитием и исцелением души и тела. Ну и, конечно, книга будет полезна для тех, кто ищет эффективные способы поправить свое здоровье, она не разочарует - метод Владимира Муранова проверен временем и успешным опытом сотен людей.

Почему решили издать
Эту книгу ждали давно: и поклонники Владимира Муранова, и практики энергетической медицины, и те, кто не имеет возможности обратиться к целителям за помощью лично, но нуждается в лечении. Мы уверены, что эта книга поможет каждому справиться со своей болезнью. Кроме того, она по-настоящему "заряжена" целительной энергией - так что не удивляйтесь, если после прочтения в вашем теле самостоятельно запустятся живительные процессы восстановления.

Информация об авторе
Владимир Муранов - победитель 8-го сезона "Битвы экстрасенсов". Способности у Владимира проявились больше 10 лет назад, во время тяжелой болезни. Официальная медицина тогда оказалась бессильна, и он принял решение пройти курс лечения у тибетского мастера.
Тогда Владимир Муранов стал видеть собственное энергетическое поле и то, как оно изменяется в процессе лечения. Тибетский мастер пригласил его в ученики. После учебы Владимир Муранов сам стал заниматься целительством и на время уехал в Индию, где его духовным наставником стал Шри Сатья Саи Баба, индийский святой и духовный учитель. Но ясновидение Владимир никогда не практиковал, и кастинг "Битву экстрасенсов" на ТНТ в этом смысле стал первым опытом, поэтому Владимир не ожидал ни успеха во время испытаний, ни того, что ему удастся выиграть "Битву".
Сейчас Владимир ведет частную целительскую практику, проводит семинары и тренинги, которые нередко совмещает с паломническими поездками. Также он пишет мантры и мантры. На сегодняшний день Владимиром записано уже несколько аудио альбомов - эти медитации он часто исполняет на публике, и его концерты собирают огромное количество слушателей.

Ключевые понятия
Энергия, организм, гармония, чакра, целительство, цвет, меридианы, ци, мысль, У-Син, эмоции....

Цена:
619 руб

Под редакцией Роберта Уинстона Человек. Полный иллюстрированный путеводитель Human
Человек. Полный иллюстрированный путеводитель
Всеобъемлющий и необычайно богатый информацией, иллюстрированный путеводитель "Человек" поможет вам понять, кто мы есть на самом деле. Ни в одном другом издании все аспекты нашего существования не рассматриваются настолько детально и глубоко и не подвергаются анализу таких компетентных специалистов, какими являются наши авторы. Группа опытных писателей и консультантов во главе с автором и телеведущим Робертом Уинстоном расскажет вам занимательную историю человеческого рода....

Цена:
2819 руб

Рэй Риццо Цигун, йога и пилатес. Идеальное сочетание Weightlessness: A Synthesis of Yoga, Pilates and Chi Kung
Цигун, йога и пилатес. Идеальное сочетание
Предлагаемые в книге упражнения фокусируются на сущности движения и направлены на одновременное развитие силы, гибкости, сознания, координации и многих других качеств. Их можно выполнять ежедневно, в домашних условиях и с минимальным уровнем подготовки.

Для широкого круга читателей....

Цена:
232 руб

Федор Углов Советы столетнего хирурга
Советы столетнего хирурга
Достижимо ли индивидуальное бессмертие? Когда можно ожидать победы над основными болезнями нашего времени - от сердечнососудистых заболеваний и рака до гриппа? Эти и ряд других вопросов тесно связаны между собой. И в конце концов они упираются в вопрос о том, как прожить долгую, счастливую и насыщенную добром и пользой жизнь, как избежать преждевременной старости и насильственной смерти? Ответить на эти непростые вопросы академик Углов пытался всю свою долгую жизнь. Прожил он 104 года и стал единственным хирургом в мире, проводившим операции в возрасте 100 лет! Так что о секретах долголетия доктор Углов знает из собственного опыта, которым он и делится с читателями в этой книге....

Цена:
199 руб

Мартин Кирк, Брук Бун Хатха-йога в иллюстрациях Hatha Yoga Illustrated
Хатха-йога в иллюстрациях
Вы станете физически более крепкими и получите возможность полностью владеть своим телом - таков результат занятий хатха-йогой, этой наиболее популярной формой йоги. Книга содержит около 650 цветных фотографий для наглядной демонстрации 77 стандартных поз, которые относятся ко всем основным стилям хатха-йоги.

Индивидуальные позы проиллюстрированы на протяжении всей книги, вы увидите, как достичь определенного результата, как правильно дышать. В результате занятий вы достигнете отличного физического и эмоционального состояния. Различные варианты каждой позы позволяют сделать выбор, наиболее приемлемый для вас....

Цена:
1419 руб

В. И. Быстров Йога. Полная система упражнений
Йога. Полная система упражнений
Йога - древнее восточное учение, получившее широкое распространение во всем мире.
Настоящая книга - единственное издание на сегодняшний день, где полностью изложена практика йоги как системы и дан полный цикл упражнений. Эта книга может служить практическим пособием как для тех, кто не знаком с йогой и начинает с нуля, так и для тех, кто занимается йогой в течение долгих лет. Цель предлагаемых упражнений - научить человека по-настоящему ощущать истинную полноту жизни и наслаждаться ею.

Книга будет интересна тем, кто хочет улучшить свое здоровье и обрести внутренний покой и равновесие....

Цена:
143 руб

Фред П. Галло, Г. Винченци Техники точечного массажа. Избавление от психологических проблем Energy Tapping for Trauma
Техники точечного массажа. Избавление от психологических проблем
Точечный массаж, или акупрессура, - это лечение и профилактика заболеваний через давление на определенные точки тела. Этот метод часто используется в медицине для лечения физических болей, но мало кто знает, что точечный массаж подходит и для избавления от психологических проблем и - что самое главное - его можно использовать самостоятельно!
Авторы рассказывают об основных принципах использования точечного массажа и предлагают конкретные техники лечения различных психологических расстройств, включая душевные травмы, негативные эмоции и т.д. Техники просты и не потребуют от вас специальных знаний: они заключаются в акупунктурном воздействии биологически активных зон, сосредоточенных на лице, руках и верхней части тела. Многочисленные рисунки помогут вам правильно применить все техники, а описание упражнений подскажут, в какой последовательности лучше выполнять эти техники дома.
Изучив основы точечного массажа, представленные в этой книге, вы будете обладать навыками, которые помогут избавиться от негативных эмоций и сможете лучше управлять своей жизнью!...

Цена:
419 руб

Екатерина Иолтуховская Загадочный океан. Один день – один зендудл
Загадочный океан. Один день – один зендудл
Зендудлинг как вид медитационного досуга, рисования для релакса, становится одним из самых модных видов творчества, доступным практически каждому. Сейчас интуитивное рисование, пожалуй, стало чуть ли не самым изысканным способом времяпрепровождения в среде людей творческих, креативных, состоявшихся и успешных в профессии. Современный ритм жизни требует пауз, остановок, доступных занятий для восстановления душевного равновесия. Зендудл рисуют и раскрашивают все - от студентов до бизнес-гуру. Система "Один день - один зендудл" уже стала популярной во всем мире и все больше набирает обороты.
Это уникальная в своем роде книга, она сочетает в себе все преимущества толстых сборников паттернов и тонких альбомов для их раскрашивания. Для работы с такой книжкой не нужны навыки рисования, она предлагает простой и удобный алгоритм: на каждом развороте (один разворот в день, всего их 30) готовый рисунок, используемые в нем паттерны и контур рисунка, который нужно этими паттернами заполнить. Затем рисунок можно раскрасить, а при желании придумать два цветовых варианта, раскрасив оба рисунка на развороте книги. Таким образом, читатель минует стадию "это сложно, я это не смогу" и легко учится самостоятельно рисовать довольно затейливые по композиции сюжеты. Самое интригующее, самое запутанное искусство окажется не таким уж пугающе сложным, как это представляется при взгляде на готовые произведения.
Отвлечься от рутины, снять стресс, расслабиться с помощью этой книжки можно даже на совещании, имея под рукой всего лишь карандаш или гелевую ручку. А система, при которой на каждый день предлагается новая картинка, удивительно затягивает в это красивое и полезное увлечение....

Цена:
137 руб

Ричард Фербер Сон ребенка. Решение всех проблем Solve Your Child’s Sleep Problems
Сон ребенка. Решение всех проблем
Ричард Фербер - всемирно известный специалист по вопросам сна у детей разного возраста - от новорожденных до подростков. Его новая книга вобрала в себя опыт, накопленный за 20 лет практики и научных исследований. В ней описан широкий спектр всевозможных нарушений сна - от самых простых, когда ребенок не желает засыпать без долгого укачивания, до серьезных, вызываемых такими заболеваниями, как энурез и нарколепсия. Для каждого из них предлагаются решения, из которых родители могут выбрать наиболее подходящее с учетом характера и потребностей ребенка, а также своих привычек и представлений о воспитании. Живете ли вы в большом доме или в маленькой квартире, практикуете ли совместный или раздельный сон с малышом, растите ли одного ребенка или нескольких - среди множества вариантов, предлагаемых доктором Фербером, вы найдете самый лучший и удобный именно для вас.

Почему книга достойна прочтения
• В этой книге родители найдут проверенные практические советы, если ребенок: 
- плохо засыпает;
- просыпается по ночам;
- страдает от ночных кошмаров или лунатизма;
- с трудом встает в школу и клюет носом за партой;
- храпит; 
- у вашего ребенка есть проблемы с режимом сна.
• Надежные решения от младенчества до подросткового возраста.
• Мировой бестселлер, неоднократно переиздававшийся в течение 20 лет, доступен теперь на русском языке.

Об авторе
Ричард Фербер - признанный специалист по проблемам детского сна, педиатр, директор Центра изучения нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице и адъюнкт-профессор неврологии Гарвардской медицинской школы. Живет в Ньютонвилле, штат Массачусетс.

Ключевые понятия
Дети, ребенок, семья, сон, здоровье, новорожденный, воспитание, уход за детьми, детская психология, здоровый сон, младенец, подросток, физическое развитие, нарушение сна, дневной сон.

...

Цена:
589 руб

Лечебный массаж, Влад Турчак
2007 Copyright © Health-News.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика