AthleticMed магазин спортивной медицины по низким ценам!
Большая медицинская энциклопедия «HealthNews»
ЯСЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ясельный возраст — период развития ребенка от 4 нед. до 3 лет. Условно подразделяется на младший ясельный, или грудной, возраст — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок) и старший ясельный, или преддошкольный, — от 1 года до 3 лет. Я. в. характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в старшем Я. в. протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см. Рост и вес ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам:

рост = рост ребенка 1 года + (5 см ´ число лет);

вес = вес ребенка 1 года +(2 кг ´ число лет).

Если рост и вес ребенка 1 года неизвестны, можно пользоваться средними цифрами — 75 см и 10,5 кг соответственно. Увеличивается также окружность головы и груди; изменяются пропорции тела, т.к. в этом возрасте в основном увеличивается длина нижних конечностей.

Анатомо-физиологические особенности. Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, больше, чем у взрослых. Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки), их толщина не превышает 0,2 мм. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Подкожная клетчатка хорошо выражена. Процессы гиперплазии жировой ткани (увеличение количества жировых клеток) постепенно прекращаются, после чего количество жировых клеток остается постоянным в течение всей жизни. Дальнейшее увеличение массы жировой ткани происходит в основном за счет увеличения размеров жировых клеток.

Мышечная система. В 1—3 года быстро нарастает масса мышечной ткани, увеличивается диаметр мышечных волокон, развивается соединительнотканный каркас мышц. Одновременно с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие и увеличение количества нервных окончаний и проприоцепторов мышц. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

Костная система. В старшем Я. в. продолжаются оссификация (содержание кальция в скелете увеличивается со 100 г в 1 год до 179 г в 3 года) и перестройка структуры костной ткани. Однако скелет еще содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костобразования. К 2 годам интенсивность кровоснабжения костной ткани достигает максимума, в последующем количество сосудов в ней заметно уменьшается.

К 2—21/2 годам полностью прорезываются молочные зубы, промежутки между ними отсутствуют, прикус ортогнатический. Увеличивается длина и ширина трубчатых костей. В результате увеличения объема грудной клетки ребра располагаются более косо, их передние концы постепенно опускаются, что обеспечивает к 3 годам достаточно эффективное участие грудной клетки в дыхании. По мере развития двигательных навыков у детей Я. в. происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.

Органы дыхания. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина (с 4,5 см до 5,3 см) и диаметр (с 6,5 мм до 8,3 мм) трахеи. По сравнению со взрослыми трахея, а также бронхи и бронхиолы относительно узкие, покрыты нежной, интенсивно кровоснабжаемой слизистой оболочкой. Нарастает масса легких, на 2-м году жизни она равна в среднем 170—175 г, на 3-м — около 245 г. Увеличивается количество альвеол и их размеры (особенно интенсивно к 2 годам). С 2 лет заметно усиливается развитие в легких эластической ткани. К 2 годам соотношение размеров отдельных долей легкого становится таким же, как у взрослых. С 1 года до 3 лет увеличиваются функциональные возможности легких, например дыхательный объем (с 60 мл до 95 мл), минутный объем дыхания (с 2200 мл до 2900 мл). заметно нарастает активность ангидразы — фермента, способствующего переходу углекислого газа из связанной формы в свободную в легочных капиллярах и его выведению с выдыхаемым воздухом. Тем не менее коэффициент использования кислорода (количество поглощенного кислорода на 1 л вентилируемого воздуха) ниже, а доля анаэробной фазы обмена веществ выше, чем у взрослых. Число дыханий к 3 годам составляет 25—30 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система. Масса сердца заметно увеличивается: в возрасте 1 года она составляет 42 г, в 2 года — 56 г, в 3 года —70 г (к 3 годам масса сердца по сравнению с массой при рождении примерно утраивается). Миокард утолщается, усиливается поперечная исчерченность его мышечных волокон.

Происходит постепенный рост сосудов, но просвет артерий относительно размеров сердца и диаметра вен уменьшается. В сосудах увеличивается количество мышечных волокон и соединительной ткани, развивается клапанный аппарат. Капиллярная сеть становится более выраженной. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается со 120 ударов в 1 мин в возрасте 1 года до 105 ударов в 1 мин в возрасте 3 лет, но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Органы пищеварения. Длина пищевода увеличивается с 12 см в возрасте 1 года до 14 см в 3 года, диаметр — соответственно с 12 мм до 13 мм. Формируется физиологическое сужение пищевода, утолщаются его стенки и эпителий слизистой оболочки. Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка увеличивается с 250 мл в возрасте 1 года до 400—600 мл к 3 годам. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от кишечника, поступает непосредственно в кровь, минуя печень. Длина восходящей ободочной кишки больше нисходящей, поперечная ободочная кишка к 2 годам занимает горизонтальное положение, Сигмовидная кишка длинная и располагается относительно высоко, вне полости малого таза. Прямая кишка с 2 лет занимает такое же положение, как у взрослых, слизистая оболочка ее недостаточно фиксирована к подслизистому слою. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии).

Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным, суточная масса его в 1—3 года составляет 80—100 г. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Расположение почечных лоханок чаще внутрипочечное. Лимфатические сосуды почек и кишечника тесно взаимосвязаны. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых. Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма (см. Кровь). Увеличиваются размеры селезенки и ее масса (до 37 г в 3 года). Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется местный и гуморальный иммунитет. Развиты фагоцитарные реакции, поддерживается высокий уровень белков (лизоцима, лактоферрина и др.), участвующих в конечных стадиях фагоцитоза. Повышается содержание интерферона, пропердина, активирующего систему комплемента. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы (в 1—3 года она весит примерно 23 г). Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов (содержание иммуноглобулинов М и С) в крови достигает 70—75%, иммуноглобулинов А — 40% от уровня взрослого). Происходит становление гуморального звена иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Эндокринная система. Продолжается развитие основных эндокринных органов. Масса и размеры гипофиза в 1—3 года остаются относительно стабильными, но продукция тропных гормонов в нем возрастает. Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы (до 3 лет в них отсутствует сетчатая зона, клубочковая зона развита недостаточно), но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом.

Обмен веществ и энергии — см. Обмен веществ и энергии.

Нервная система. Отмечается дальнейшее развитие центральной и периферической нервной системы. К 3 годам увеличивается масса головного мозга в среднем до 1012 г у девочек и до 1076 г у мальчиков (т.е. утраивается по сравнению с массой головного мозга у новорожденного), возрастая масса (до 13 г) и длина (до 21 см) спинного мозга, в основном завершаются дифференцировка нервных клеток и миелинизация проводящих путей. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

В старшем Я. в. происходит бурное нервно-психическое развитие ребенка: полностью осваивается самостоятельная ходьба, происходит дальнейшее совершенствование условнорефлекторной деятельности, речи, эмоций и форм общения (табл.).

Таблица

Показатели нервно-психического развития детей старшего ясельного возраста

Возраст ребенка

Двигательные навыки

Общение с окружающими, развитие и понимание речи

Ощущение формы и цвета предметов

1 год 3 месяца

Долго ходит самостоятельно, меняет позу (поворачивается, наклоняется, садится): воспроизводит простые действия (например, кормит куклу); самостоятельно ест ложкой густую пищу.

Называет отдельные предметы, упрощая их произношение (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.); понимает названия многих окружающих предметов; сообщает о желаниях и потребностях: держится рядом с родителями

Различает 2 разных по величине предмета (например, 2 мяча)

1 год 6 месяцев

Перешагивает через небольшое, лежащее на полу препятствие (например,  палку); повторяет часто наблюдаемые действия; самостоятельно ест ложкой жидкую пищу, учится бегать

Называет заинтересовавший его предмет; находя среди нескольких предметов одинаковые по значению; знает около 10 слов

Среди 3—4 предметов разной формы показывает одинаковый по форме с образцом

1 год 9 месяцев

Может ходить по поверхности шириной 15—20 см и приподнятой над полом на 15—20 см (например, сиденье скамейки); составляет из 3—4 кубиков простые конструкции; может раздеваться с помощью взрослого

В общении использует предложения из 2 слов; отвечает на вопросы по содержанию картинки в книге

Различает 3 разных по величине предмета

2 года

Хорошо бегает, воспроизводит несколько логически связанных действий (например, моет куклу и затем вытирает ее); может одеваться с помощью взрослого; складывает пирамиду из 6 кубиков

В общении использует предложения, содержащие до 3 слов, понимает короткий рассказ, слушает чтение книг, особенно ярко иллюстрированных

Находит предмет названного или показанного цвета

2 года 6 месяцев

Приставным шагом перешагивает через несколько небольших препятствий; одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы и завязывать шнурки; прыгает; складывает пирамиду из 8 кубиков

Строит предложения из 3 и более слов; знает свое имя, говорит о себе «я»; выполняет определенную роль в игре

Подбирает предметы 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий), соответствующие показанному образцу

3 года

Перешагивает через предметы высотой 10—15 см, чередуя шаг: одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки; катается на трехколесном велосипеде; может стоять на одной ноге; складывает пирамиду из 9 кубиков

В общении использует сложные предложения, словарный запас увеличивается примерно до 1200—1500 слов; может пересказывать небольшие стихотворения; знает свой возраст и пол; считает до трех; играет в простые игры

Называет 4 цвета; красный, желтый, зеленый, синий

Особенности заболеваемости. Кожный покров ребенка Я. в. часто инфицируется, что связано с особенностями его строения и несовершенством местного иммунитета; возникают пиодермии; отмечается склонность к мацерации кожи и развитию опрелости: дерматитов. Несовершенная теплорегулирующая функция кожи (недостаточность потоотделения и теплоотдачи) способствует более легкому развитию у детей Я. в. перегревания, теплового удара, гипертермического синдрома. Неадекватность потоотделения может привести к переохлаждено. Повышенная резорбтивная функция кожи способствует развитию дерматитов при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (напр., гормоны).

Поскольку в старшем Я. в. частично сохраняется способность жировой ткани к гиперплазии при перекармливании ребенка (особенно в случае наследственной предрасположенности) легко развивается ожирение Этому способствует также недостаточная двигательная активность ребенка. С другой стороны, при чрезмерных, неадекватных возрасту физических нагрузках легко развивается утомление. Высокая интенсивность кровоснабжения и обмена веществ в костной ткани может способствовать развитию при травмах и инфицировании гематогенного остеомиелита с наиболее частым поражением метафизов и эпифизов. При неправильном питании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, неадекватных физических нагрузках, различных заболеваниях обмен веществ в костной ткани легко нарушается, что способствует развитию рахита, спазмофилии, остеопороза. Вследствие гибкости костей скелеты, несовершенства фикции позвоночника при неблагоприятных условиях (недостаточно занятий физкультурой, неправильная поза ребенка при использовании несоответствующей росту мебели) возникают нарушения осанки, сколиоз.

Относительная узость носовых ходов и сильное кровоснабжение их слизистой оболочки способствуют быстрому нарушению нового дыхания на фоне острых респираторных вирусных инфекций. Вследствие недостаточного развития придаточных пазух носа у детей старшего Я. в. относительно редко встречаются синуситы. На фоне ларингита в связи с узостью гортани и голосовой щели, интенсивным кровоснабжением слизистой оболочки редко развиваются явления стеноза гортани (см. Ларинготрахеобронхит острый стенозирующий).-

Особенности строения трахеи и бронхов предрасполагают к трахеиту, бронхиту и бронхиолиту. При бронхиолите из-за небольшого диаметра бронхиол легко может развиться ателектаз легкого. Слабое развитие бронхиол и пластической ткани в легких может обусловливать затяжное течение пневмонии и формирование хронической пневмонии. Недостаточная эффективность дыхания у детей способствует более легкому развитию дыхательной недостаточности. У детей Я. в. часто наблюдаются аритмии сердца, выявляются шумы сердца, носящие в основном функциональный характер.

Большая проницаемость слизистой оболочки кишечника, недостаточно развитая барьерная функция печени, особенности лимфообращения в кишечнике у детей 1—3 лет обусловливают более легкое развитие у них токсического синдрома при кишечных инфекциях, а также способствуют более тяжелому течению отравлений. Вследствие недостаточной (фиксации слизистой оболочки прямой кишки к подслизистому слою у детей Я. в. нередко отмечается ее выпадение (см. Выпадение прямой кишки). В связи с незавершенностью формирования кардиального отдела желудка и относительно коротким пищеводом у детей в возрасте до 3 лет довольно часто отмечается рвота в ответ на самые различные раздражители как местного (например, гастрит), так и центрального характера (гипертермия, интоксикация) Особенности строения почек и мочеточников, общность лимфатической системы почек и кишечника способствуют возникновению пиелонефрита. Нередко наблюдается пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Относительно низкий уровень иммуноглобулинов в крови у детей Я. в. при одновременном резком увеличении контактов между детьми объясняет их высокую заболеваемость по сравнению с другими возрастными группами. Низкий уровень иммуноглобулина А обусловливает частое возникновение кишечных инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой. Несовершенство функции лимфатических узлов у детей до 2 лет способствует генерализации инфекции и развитию сепсиса, менингита. Нередко, особенно у детей с лимфатическим диатезом (см. Диатезы), возникают патологические процессы в области лимфоидного кольца носоглотки: аденоиды, ангина, хронический тонзиллит.

Недостаточная дифференцировка ткани надпочечников обусловливает более легкое развитие у детей Я. в. надпочечниковой недостаточности на фоне любого тяжело протекающего заболевания или травмы. Обильное кровоснабжение головного мозга, повышенная проницаемость гематоэнцефалическою барьера способствуют накоплению токсических веществ в ц.н.с. и развитию нейротоксикозов на фоне различных заболеваний. В ясельном возрасте нередко проявляются наследственные болезни.

Гигиена. Питание. В 1—3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твердой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания. В возрасте после 1 года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/2 лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150—200 мл кефира или молока в 22—23 ч или рано утром). Суточный объем питания в 1—11/2 года равен 1000—1100 мл, в 11/2—3 года 1200—1500 мл. При четырехразовом питании суточная калорийность обычно распределяется так: завтрак — 25%, обед — 35—40%. полдник — 10— 15%. ужин — 25%. В возрасте 1—11/2 года пищу дают в протертом виде: с 11/2 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушеные овощи; с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей.

Средняя суточная потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии ребенка 1—3 лет — см. Питание. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Важен и качественный состав рациона — белки животного происхождения должны составлять 75% их общего количества, жиры растительного происхождения 10—15% всех жиров. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120—140 мл/кг, в 2 года — 115—125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище).

Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. Можно включать в рацион (при хорошей переносимости) орехи, грибы, мед. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1—2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2—3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка. Блюда из мяса и рыбы лучше давать на завтрак и в обед; т.к. они содержат много белка и экстрактивных веществ, возбуждающих нервную систему. Они долго задерживаются в желудке, могут вызвать жажду, а это нарушает сон. На ужин следует готовить крупяные, овощные, молочные продукты. Гарнир к мясным и рыбным блюдам делают из овощей (картофеля и др.). Нужно стремиться к тому, чтобы пища ребенка была разнообразной и вкусно приготовленной.

Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается). Если ребенок отказывается от еды, лучше пропустить одно кормление, чем пытаться любыми средствами накормить его.

К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. Настроить малыша на еду помогает определенный ритуал: перед каждым кормлением готовят место для еды, моют ребенку руки, повязывают салфетку. В возрасте 11/22 лет приучают самостоятельно стелить салфетку на стол, приносить посуду и стул. Выполнение таких поручений закрепляет привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка. Обстановка во время еды должна быть приятной, суета и нервозность, которую иногда создают родители, способны лишь ухудшить аппетит ребенка. Кормить ребенка должен всегда один и тот же человек, всегда в одной и той же комнате. Нельзя ставить на стол сразу все блюда, т.к. если малыш любит второе и третье, он не будет есть первое. Красиво поданная пища улучшает аппетит. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.

Режим. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак — 7 ч 30 мин — 8 ч, обед — 12 ч — 12 ч 30 мин, полдник — 15 ч 30 мин — 16 ч, ужин 19 ч — 19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в т.ч. 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч).

Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.

Уход. Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У малыша должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно пользовался предметами туалета, и терпеливо учить его этому. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1—3 лет 2—3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни — 8—10 мин. на 3-м — 10—20 мин. С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту. Если стул высокий, под ноги ребенка нужно ставить скамейку. Спина ребенка должна опираться на спинку стула, а расстояние от глаз до стола составлять 30—35 см.

Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Занятия лучше проводить в утренние часы, через 1—11/2 ч после еды. В каждом случае к ребенку нужно подходить индивидуально, учитывая его двигательные навыки, заботясь о том, чтобы он не переутомлялся. Продолжительность занятий для детей 1—2 лет — не более 5—10 мин, для детей 2—3 лет — 10—15 мин. Количество упражнений 8—10. Каждое упражнение повторяют в среднем от 2—4 до 6—8 раз. Во время занятий вводят паузы в виде дыхательных упражнений, спокойной ходьбы. Упражнения, рекомендуемые для детей 1—11/2 лет, представлены на рисунке. В возрасте 11/2—3 лет применяют те же упражнения и, кроме того, круговые движения руками. Дополнительно можно ввести следующее упражнение: ребенок, лежа на животе, приподнимается на руках 2—3 раза, не сгибая туловища и ног. Занятия проводят регулярно, без перерывов, в одно и то же время, что имеет воспитательное значение.

Закаливание. Прежде чем начать его, нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Закаливание воздухом — это прежде всего постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ребенок. Даже в холодное время года проветривание проводят не реже 3 раз в день, а летом окно и форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важно достаточное пребывание детей на свежем воздухе, продолжительность которого зависит от времени года и возраста ребенка. Зимой дети Я. в. должны гулять 2—3 раза в день (общая продолжительность пребывания на воздухе 1—3 ч), в теплое время года на воздухе надо находиться большую часть дня. Желательно, чтобы летом игры, еда и дневной сон ребенка проходили на свежем воздухе. Одежда его должна соответствовать времени года.

Воздушные ванны зимой проводят в хорошо проветренном помещении, причем начинают при температуре в комнате не ниже 20°. Продолжительность первой воздушной ванны не более 3—5 мин. В первые 7 дней обнажают только руки и ноги ребенка, в последующем его раздевают до пояса (оставляют в трусах и тапочках). Температуру воздуха в комнате каждые 3—4 дня снижают ни 1° путем проветривания, но не ниже 15°. Летом воздушные ванны детям раннего возраста начинают также с температуры не ниже 20° на свежем воздухе. Продолжительность первой воздушной ванны около 5 мин. Затем ее постепенно продлевают до 1 ч. Проводят ванны в защищенном от прямых солнечных лучей месте (в тени деревьев или под тентом) в промежуток времени от 8 до 12 ч. Как летом, так и зимой их сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Во время процедуры нужно внимательно следить за самочувствием ребенка: при появлении признаков переохлаждения (озноб, дрожание, мурашки на коже) воздушную ванну прекращают и быстро согревают ребенка.

Солнечные ванны проводят с 2 лет один раз день, через 1—2 ч после завтрака. Лучшее время — 10—12 ч. Температура воздуха в тени должна быть не ниже 18—20°. Продолжительность солнечной ванны не должна быть выше 2 мин. Затем каждые 2 дня время пребывания на солнце увеличивают на 1 мин (но не более 20—30 мин). На время ванны все тело ребенка обнажают, обязательно надевают головной убор и солнцезащитные очки. Во время процедуры внимательно следят за самочувствием ребенка, поят его водой, напоминают о смене положения. После солнечной ванны ребенка отводят в тень, обтирают влажным полотенцем или обливают водой (t 30—36°). Если во время процедуры появляются признаки перегревания (вялость, головная боль или резкое покраснение лица и сильная потливость), солнечную ванну надо прекратить и принять соответствующие меры (см. Перегревание организма).

Закаливание водой (ежедневные водные процедуры) — одно из самых простых, но достаточно сильных закаливающих воздействий на организм ребенка. При умывании (моют лицо, шею, а также руки до локтя) начальная температура воды 30°, затем ее снижают на 1° каждые 2—3 дня и доводят до 20° (для детей 1—2 лет) или до 18° (для детей 2—3 лет). Обтирание проводят шерстяной рукавичкой или концом махрового полотенца, смоченным водой. Вначале протирают одну руку и тут же насухо до легкого покраснения кожи вытирают мягким сухим полотенцем, затем процедуру проводят с другой рукой, переходят на грудь, живот, спину, ноги. Начальная температура воды для обтирания детей Я. в. 34—35°. Постепенно ее снижают каждую неделю на 1°, но не ниже 25—26°. При небольшом (не более 1—3 дней) перерыве в обтираниях их начинают с температуры воды, которая была при последней процедуре. Общая продолжительность обтирания 1—6 мин.

Через 11/2 мес. можно делать и другую водную процедуру — обливание. Его начинают с 11/2-летнего возраста, причем проводят как летом, так и зимой. Летом обливания осуществляют, как правило, на воздухе при температуре не ниже 18° из лейки, кувшина и др. Начальная температура воды 34—36°, затем каждые 3—4 дня ее снижают на 1° и постепенно доводят до 26—28° (для детей до 2 лет) и до 24—26° (для детей 2—3 лет). Вначале обливают шею, потом грудь, бока, спину, руки и ноги. Голову обливать не следует. После обливания растирают махровым полотенцем до легкого покраснения кожу рук (от пальцев к плечу), ног (от стопы к бедру) и туловища. Зимой обливания проводят в ванной комнате при температуре в ней не ниже 18°. Можно использовать и душ, правила проведения процедуры те же. Длительность обливания или душа не более 2 мин, проводить его следует утром. Можно делать и местную водную процедуру — обмывание ног (обычно с 2 лет). Начальная температура воды 35°. Снижая ее каждые 3—4 дня на 1°, доводят до 22—24°. Процедуру лучше проводить перед сном.

Купание в реке, озере рекомендуется начинать с 2-летнего возраста, обязательно под наблюдением взрослых. Перед этим желательно провести хотя бы несколько обливаний. Начинают купание не раньше чем через 1 ч после еды. Погода должна быть безветренной, температура воздуха не ниже 24—25°, а воды 22—23°. Купание лучше проводить во второй половине дня, когда вода уже достаточно прогрелась. Ребенок при этом должен постоянно находиться в движении. Первое купание не должно превышать 2—3 мин, а затем продолжительность увеличивают до 5—6 мин.

Диспансерное наблюдение. Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно ежегодно проводят клинические анализы крови и мочи, исследование кала на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены главным образом на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хронической инфекции. В ясельном возрасте продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.

Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гудзенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вочана, пер. с англ., т. 1, М., 1987.

Иллюстрации к статье:

Рис. 1а. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 1б. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 2. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 3. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 4. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 5. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 6. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 7. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 8а. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 8б. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 9. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 10а. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 10б. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста
Рис. 11. Упражнения, рекомендуемые для детей старшего возраста

Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
NO INFO

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Медицинская литература
 
Лорена Паджалунга Играем в йогу
Играем в йогу
В книге представлены 16 поз из авторского курса йоги для детей. Более тридцати лет Лорена Паджалунга, следуя заветам своего учителя, проводит занятия с малышами. Сегодня она убеждена в ценности йоги, как обучающей методики для детей младшего возраста, хотя это понимание пришло к ней не сразу.
Основная задача "детской" йоги - помочь малышам в познании мира. Родителям не стоит воспринимать ее только как гимнастику: занимаясь с детьми, нельзя забывать, что йога для них - это прежде всего игра. Когда просишь детей стать сильными, как лев, или легкими, как бабочка, они без труда перевоплощаются в этих животных. Взрослым же требуется долгая подготовка ума и сознания.

От автора
"Эта книга посвящается самым юным читателям с их поразительной способностью просто "быть“. Мое горячее желание - помочь им сохранить это умение как можно дольше.
Я мечтаю подарить эту книгу всем детям мира. Надеюсь, что они получат новый интересный опыт. А взрослым хотелось бы еще раз напомнить: чтобы играть и быть счастливым, ребенку вполне достаточно нашей любви и готовности делать что-то вместе с ним".

Как работать с книгой
Вот несколько советов для родителей, как помочь ребенку освоить йогу.
•   Не заставляйте ребенка надолго застывать в неподвижной позе - асане. Детям не свойственна неподвижность: они просто не могут долго сохранять одну и ту же позу.
•   Не торопитесь. Со временем, увлекшись игрой, которая требует фантазии и творчества, ребенок научится выдержке и терпению, чтобы дольше сохранять неподвижность.
•   Во время упражнений придумывайте истории с участием добрых и забавных животных. Творческая спонтанная игра помогает эмоциональному развитию - дети с большой любовью относятся к выдуманным персонажам.

Для кого эта книга
Для родителей детей от 2 лет.

...

Цена:
413 руб

И. П. Неумывакин Перекись водорода. На страже здоровья
Перекись водорода. На страже здоровья
В данной книге автор освещает вопросы, связанные с перекисью водорода как источником необходимого организму атомарного кислорода. Перекись водорода способствует нормализации окислительно-восстановительных процессов и уничтожению всего, что мешает организму нормально функционировать.
Подробно рассматривается механизм действия перекиси водорода, а также предложенного ультрафиолетового облучения крови как одного из эффективных способов коррекции иммунной системы. Предлагаются подробные рекомендации и комментарии к уже известным методикам лечения перекисью водорода. Приводятся отклики читателей по ее использованию, в том числе в комплексе с УФО крови при различных заболеваниях.

Книга предназначена для широкого круга читателей, в том числе врачей и лиц, заинтересованных во внедрении простых и надежных методов лечения в практику официальной медицины....

Цена:
185 руб

Вероника Севостьянова Про меня и Свету. Дневник онкологического больного
Про меня и Свету. Дневник онкологического больного
"Я из тех, кто выжил" — так говорит о себе Вероника Севостьянова. На страницах своего дневника она рассказывает о том, как поняла, что больна раком, как искала врачей и выбирала между российской медициной и предложениями израильских врачей. Как тяжело проходила курсы химиотерапии и облучения, но все время продолжала вести этот дневник, не зная, будет он напечатан при ее жизни или после смерти.
Она выжила. И это пример для тех, кто готов бороться с онкологией за свою жизнь. Диагноз "рак" еще не означает смерть.

Цитата:
"Я начала этот дневник через несколько дней после того, как мне поставили диагноз "рак". Сначала это были записи чисто медицинского характера, а потом я поняла, что мне хочется рассказать еще и о том, что чувствую я, что чувствуют мои подруги по лечению, как ведут себя врачи и как нашу болезнь воспринимают окружающие."

Вероника Севостьянова



О чем книга:
Вероника Севостьянова говорит о себе "я из тех, кто выжил" и на страницах своего дневника откровенно рассказывает о том, как она поняла, что больна раком, как искала врачей и выбирала между российской медициной и предложениями израильских врачей. Как тяжело проходила курсы химиотерапии и облучения и во время лечения вела этот дневник, не зная, будет он напечатан прижизненно или после смерти. Она выжила. И это пример для тех, кто готов бороться с онкологией за свою жизнь. Диагноз "рак" еще не означает смерть.

Почему книга достойна прочтения:
  • Книга будет полезна для всех: для тех, кто боится заболеть; для тех, кто уже услышал грозные слова, но откладывает начало лечения; для тех, кто только делает первые шаги в преодолении болезни, и для тех, кто рядом.
  • Рак - огромная проблема, которую нельзя замалчивать, но люди боятся об этом говорить. Между тем только информированность помогает бороться со страхом.
  • Несмотря на сложную тему, Веронике удалось найти доверительный стиль изложения: книга написана спокойно, при этом показывая всю силу духа людей, которые борются с недугом.

    Отзывы о книге:
    "Эта книга, ироничная и грустная, нужна и тому, кто вынужден поддерживать близкого человека в подобной ситуации, и тому, кто, не дай Бог, попал в нее сам, и тому, кто боится заболеть раком. Я очень благодарна Веронике. Прочитав ее дневник, я наконец столкнулась со своим страхом лицом к лицу и многое про себя поняла."

    Мария Троицкая, главный редактор журнала Women's Health

    ...

  • Цена:
    359 руб

    О. И. Елисеева Практика очищения и восстановления организма
    Практика очищения и восстановления организма
    Книга кандидата медицинских наук, врача с многолетним практическим стажем О.И.Елисеевой знакомит с методами очищения и восстановления организма человека, рекомендует те или иные варианты очищения соответственно заболеваниям, возрасту и учитывая противопоказания. Пособие можно использовать в домашних условиях с профилактической и лечебной целью.

    Для широкого круга читателей....

    Цена:
    161 руб

    Гарольд Рейли Безлекарственная терапия. Рецепты Эдгара Кейси The Edgar Cayce Handbook for Health Trough Drugless Therary
    Безлекарственная терапия. Рецепты Эдгара Кейси
    Вы держите в руках уникальную книгу. Ее уникальность в том, что здесь собраны впервые опубликованные на русском языке бесценные рецепты и методики лечения самых разнообразных заболеваний, данные величайшим ясновидящим и целителем 20 века Эдгаром Кейси. Его пророческие способности можно сравнить разве что с даром предвидения великого Нострадамуса.
    Благодаря рецептам, которые Кейси давал в состоянии транса, были излечены десятки тысяч пациентов. Этот удивительный человек за всю свою практику не совершил ни одной профессиональной ошибки. Способы, методики лечения и рецепты Эдгара Кейси в дальнейшем были подтверждены современными научными исследованиями....

    Цена:
    474 руб

    Аллен Карр Бросай курить сейчас, не набирая вес (+ аудиокурс гипнотерапии) Stop Smoking Now Without Gaining Weight
    Бросай курить сейчас, не набирая вес (+ аудиокурс гипнотерапии)
    Легкий способ бросить курить Аллена Карра оказался самым эффективным методом порвать с никотиновой зависимостью. Он помог миллионам курильщиков во всем мире бросить курить - легко, безболезненно, навсегда.В новой книге Аллена Карра «Бросай курить сейчас» его метод изложен в новой, еще более простой, понятной и доступной форме. С прилагающимся бесплатным компакт-диском с записью курса гипнотерапии эта книга стала еще более простым способом бросить курить, стать свободным и наслаждаться жизнью.Метод Аллена Карра не требует силы воли, поскольку благодаря нему у курильщика пропадает само желание курить, исчезают страхи из-за распространенных в обществе заблуждений, связанных с курением. Метод одинаково успешно помогает каждому курильщику, независимо от того, как давно и сколько вы курите. Никаких уловок и хитростей, никаких запугиваний и нравоучений, никакого набора веса в результате отказа от курения.Прочитайте эту книгу, навсегда станьте свободным и счастливым некурящим и наслаждайтесь жизнью!Курс гипнотерапии читает Александр Фомин, сертифицированный терапевт московского центра Аллена Карра....

    Цена:
    500 руб

    Вианна Стайбл Тета-исцеление. Болезни и расстройства от А до Я Theta Healing: Diseases and Disorders!
    Тета-исцеление. Болезни и расстройства от А до Я
    Ученые признают, что негативные и токсические эмоции имеют непосредственное отношение к различным заболеваниям. Книга ТЕТА- ИСЦЕЛЕНИЕ. БОЛЕЗНИ И PAССТРОЙСТВА ОТ А ДО Я - полный путеводитель по интуитивному тета-волновому самоисцелению различных заболеваний.
    Здесь вы найдете исчерпывающую информацию о множестве различных заболеваний и о вызывающих их программах и системах убеждений. Вы узнаете о работе с интуицией, специальных травах, витаминах и минеральных добавках, использованных Вианной Стайбл в процессе работы с пациентами за время 47000 исцеляющих сессий.

    Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся альтернативными способами исцеления....

    Цена:
    294 руб

     Дзен-дудлинг. Завораживающие сады Zendoodle Coloring: Enchanting Gardens
    Дзен-дудлинг. Завораживающие сады
    Представлена великолепная коллекция иллюстраций, выполненных в стиле дзен, раскрашивая которые, вы избавитесь от стресса, обретете душевное равновесие и раскроете свой творческий потенциал.

    Для широкого круга любителей искусства....

    Цена:
    389 руб

    Аллен Карр Легкий способ бросить пить (аудиокнига MP3)
    Легкий способ бросить пить (аудиокнига MP3)
    Эффективность: метод Аллена Карра используется во многих клиниках мира, действует быстро и дает устойчивый результат. Простота: не требуется силы воли, не возникает необходимости в заменителях спиртного; потребность в алкоголе исчезает без какого-либо замещения. Удобство: отказ от употребления алкоголя не сопровождается дискомфортом, не вызывает абстинентного синдрома. Практичность: никакого запугивания, никакого специального лечения. Универсальность: метод Аллена Карра помогает каждому справиться с тревогами и страхами, мешающими наслаждаться жизнью, дает возможность получать больше удовольствий от праздников, не прибегая к помощи алкоголя. Результат: новое, не сравнимое ни с чем ощущение свободы....

    Цена:
    319 руб

    Либби Уивер Синдром белки в колесе: Как сохранить здоровье и сберечь нервы в мире бесконечных дел
    Синдром белки в колесе: Как сохранить здоровье и сберечь нервы в мире бесконечных дел
    "В сутках всегда будет двадцать четыре часа. И как провести это время - решать только вам. Представление о том, что нужно сделать в течение дня, зависит как от биохимических процессов в вашем организме, так и от убеждений. И вам предстоит узнать новое и о том, и о другом. Отправляйтесь в путь вместе со мной, и вы начнете по-новому понимать и, главное, применять стратегии и ритуалы, предложенные здесь для того, чтобы ваше будущее было здоровым."

    Либби Уивер



    О чем книга
    Доктор Либби Уивер более 17 лет занимается вопросами женского здоровья, правильного питания и образа жизни. Ее первая книга "Случайный лишний вес" (Accidentally Overweight) мгновенно стала бестселлером в Австралии и Новой Зеландии. Свою следующую книгу она посвятила "синдрому измотанной женщины". Этот термин, придуманный доктор Уивер, характеризует женщин, которые стремятся держать все под контролем и везде успевать, переживая при этом, что ни на что не хватает времени. В конце дня усталые, но полные решимости, они уверены, что завтра смогут всё. Бессонница, повышенное давление, гормональные сбои или лишний вес - все это последствия безумного ритма жизни. Последствия, которые часто пытаются лечить, не обращая внимания на причины, их вызвавшие. Либби Уивер призывает женщин остановиться и пересмотреть свой образ жизни и убеждения, которые не дают вырваться из замкнутого круга вечной спешки и цейтнота. В своей книге она рассказывает о влиянии адреналиновой гонки на эндокринную, нервную и репродуктивную системы. Автор предлагает действенные стратегии, которые помогут восстановить силы и улучшить как эмоциональное, так и физическое здоровье.

    Почему книга достойна прочтения
  • Доктор Либби Уивер доступно, подробно и со знанием дела (автор книги уже много лет консультирует женщин по всему миру) рассказывает о последствиях стресса на женский организм.
  • Вы узнаете, почему вырабатываются гормоны стресса - адреналин и кортизол, как они влияют на различные системы организма, а главное - что нужно сделать, чтобы остановить их разрушительное воздействие.
  • Это вдохновляющее руководство поможет вам вырваться из замкнутого круга бесконечной спешки и дел, а советы и рекомендации автора - изменить свой образ жизни и улучшить здоровье.

    Для кого эта книга
    Для женщин, которые хотят взять гормоны стресса под контроль и начать получать от жизни удовольствие.

    Автор
    Доктор Либби Уивер - ведущий австралийский специалист по питанию, диетолог, автор многочисленных книг, посвященных вопросам женского здоровья, здорового питания и влиянию нашего эмоционального состояния на физиологические процессы организма. Более 17 лет занимается индивидуальными консультациями, выступает с лекциями и семинарами по всему миру. В 2007 г. вместе с мужем открыла в Новой Зеландии комплексный консультативный центр по вопросам питания.



    Отзывы

    Знания Либби Уивер о том, как работает наше тело, поистине безграничны, благодаря чему ее книгу можно назвать универсальным средством для достижения и поддержания крепкого здоровья и хорошего самочувствия.

    Деборра-Ли и Хью Джекман



    Плохое самочувствие, усталость, вечный цейтнот вкупе с виной за то, что не успела, - бесславная награда за участие женщины в ежедневной гонке, навязанной современным темпом жизни. Что происходит с нашим здоровьем, когда мы требуем от себя слишком многого, вы узнаете из книги доктора Либби Уивер. Она не только рассказывает о влиянии стресса на женский организм, но и предлагает рекомендации и необходимые инструменты, благодаря которым вы перестанете быть "белкой в колесе".

    Журнал "Красота и здоровье"

  • ...

    Цена:
    535 руб

    2007 Copyright © Health-News.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика